Главная » Статьи » Психотерапия » Психотерапия

Ложь

Ложь: экзистенциальные и психологические аспекты

Этой статьёй я открываю большую тему о лжи, обмане и истине.

     Ложь (обман) — это способ ухода от ответственности, способ смягчить ситуацию, уйти от конфликта, избежать последствий. Ложь — это всегда отношения между тем, кто лжёт, и кому лгут. Можно лгать себе, можно лгать близким людям, можно лгать обществу, можно лгать вселенной, миру. Изучим воздействие лжи на тех, кто лжёт, и кому лгут.

Ложь — это нормально?!

     Можно ли разделить ложь на здоровую и нездоровую? В животном мире ложь — это симуляция, имитация тех или иных качеств животного, либо присутствие таковых, либо отсутствие. В животном мире ложь имеет единственное значение: выживание. Животное обманывает всегда в настоящем времени. Собственно, это и понятно, ведь большей частью сознания животное живёт настоящим. Животное не осознаёт свою личность, вину.

     Хамелеон не чувствует вины за то, что выживает, маскируясь под окружающую среду.  Заяц запутывает следы, потому что так велят инстинкты. Думаю, что такое поведение животных не может называться ложью, ведь, чтобы лгать, нужно осознавать возможность выбора, а животное, собственно, не выбирает, а ищет способы удовлетворить инстинкты.

     Момент, когда человек отделился от природы и стал обособленным и одиноким от матери-природы, описан в Ветхом Завете. Когда Ева и Адам жили в раю в гармонии со всем живым, они не осознавали ни вины, ни стыда. Говорится, что они жили в райских условиях. По сути, им не за что было осознавать вину, потому как делали они, что велела мать-природа. Они не проявляли своей воли, и так как действовали не по своей воле, то и ответственности у них не было. Все принадлежало матери-природе: и их поступки, и они сами (человек). Наверное, в душе мы все хотели бы вернуться в это место — лоно матери-природы. Не чувствовать вины, стыда, не чувствовать себя плохо за то, кто ты есть и как ты живёшь.

     Человек также ощущает силу инстинктов, но в отличие от животного понимает, что может удовлетворить инстинктивную потребность или может ее отсрочить, то есть, человек делает выбор. Человеку нужны определённые условия, чтобы научиться контролировать инстинкты и сиюминутные импульсивные желания. Человеку требуется, прежде всего, удовлетворение части базовых потребностей, уверенность в том, что если я сейчас отсрочу реализацию потребности, то смогу это сделать позже. Контроль — это добровольный и мотивированный акт воли человека.

     Таким образом, ложь (обман) зарождается от конфликта между желанием реализовать потребность и моралью (общества или собственной), требующей отсрочки или запрета реализации этой потребности. Но реализация желания не является сама по себе ложью. Ложь возникает в процессе сокрытия, искажения, фальсификации факта реализации запрещенного моралью желания. Если говорить «фрейдовским» языком, то это конфликт между «Эго» и «Супер-Эго».

     Таким образом, здоровая ложь существует у детей примерно от 4-5-летнего возраста,  и далее должна уменьшаться. Более того, если ложь у ребёнка отсутствует — это причина для беспокойства. Если же «лживость» в большом количестве сохраняется во взрослом возрасте — это тоже причина для беспокойства родителей. Наш цивилизованный мир — это мир, созданный на иллюзиях и мечтах человека-ребёнка, но приспособленный к человеку-взрослому. Ребёнок от природы — мечтатель. Он, в отличие от взрослого, живёт настоящим и в настоящем. В сознании ребёнка границы прошлого и настоящего стёрты, нечётки. Иллюзия, мечта — это обман себя прошлым или будущим.

     Взрослый человек, мечтая, испытывает эмоции (положительные либо отрицательные). Но при этом хорошо осознаёт ложность этих эмоций, так как они происходят от того, чего нет сейчас. Взрослый (здоровый) человек хорошо умеет справляться с настоящим, и ему проще, чем ребёнку обходиться без лжи. Ложь необходима ребёнку для того, чтобы легче проживать настоящее. Обманывая, он, как велосипедист,  «уворачивается» от больших камней и ям. Ложь помогает ребёнку исследовать и опробовать различные способы взаимодействия с настоящим. Ребёнок как экспериментатор создаёт экспериментальную среду, проводит опыт и извлекает свой опыт. Ребёнку родители говорят, что если не будешь учить домашнее задание, то получишь двойку. Ребёнок захочет проверить это и обманет, сказав, что сделал домашнее задание. Получив оценку «два», он получит свой собственный опыт. Такую ложь правильно будет назвать физиологической.

Выгода

У лжи есть первичная и вторичная выгода:

     Первичная выгода — это снижение тревоги, чувство безопасности от того, что удалось избежать последствий, сохранение отношений, чувство стабильности или контроля, защищённости, повышение самооценки, уверенности, чувство власти. Сохранение зоны  комфорта.

     Вторичная выгода — это, действительно, возможная материальная выгода, а также сохранение возможности извлечения выгоды из зависимых отношений.

     Ребёнок из-за слабости контроля над инстинктами часто не может устоять перед ними. «Кто съел конфету без спроса?», «Это не я!» — отвечает ребёнок с запачканными в шоколаде руками. В хороших условиях ребенок, взрослея, учится принимать ответственность и контролировать инстинкты, желания. Зная, что брать без спроса конфеты нельзя, он этого не делает. Ребёнок знает, что такая честность будет вознаграждена либо удовлетворением потребности, но в другое время, либо поощрением родителей. Или, если ребёнок уже достаточно взрослый, и может осознавать, что это сохраняет ему здоровье — заботой о себе. 

     Живя в тяжёлых материальных и психологических условиях, где взять без спроса — это не шалость, а выживание, скорее всего, ребёнок не научится контролировать инстинкты.  Наоборот, обретёт навык, каким-либо способом реализовать инстинкт. Такой ребенок, повзрослев, всё же будет осознавать незрелость своего поведения. Под давлением общественной морали будет чувствовать вину за неспособность полноценно принимать ответственность. Став взрослым, он сформирует рациональное объяснение такого поведения, подключит универсальные психологические защиты. 

     Противоположностью вышеописанному варианту является гиперопека. Ребёнок в такой семье, как правило, подвергается огромному количеству запретов, моральных установок, он просто подчиняется и подавляет свои истинные желания. По сути, учится обманывать себя ради любви родителей. В этих условиях ребёнок учится не своей волей подавлять свои потребности, а волей других людей, или обстоятельств, или идей.

     Ложь существует потому, что у человека есть способность верить. Человек способен верить в будущее, и этим легко воспользоваться, пообещав что-то. Можно получить выгоду от этого человека и не платить за эту выгоду. Нас будут обманывать до тех пор, пока мы верим. Вера — это акт принятия без доказательств. Если все люди захотят уметь распознавать обман, то они все разом захотят доказательств и перестанут верить.  Мы утратим главное: абстрактное мышление, веру, любовь, дружбу. Мы будем жить только настоящим, потому что только оно истинно.

     Эти суждения не оправдывают существование лжи, а объясняют ее существование. Ложь существует, потому что есть вера. Измена существует, потому что есть любовь. Предательство существует, потому что есть дружба.

Экзистенция

     Главный аргумент в пользу существования «здоровой, нормальной лжи» — А если человек начнёт говорить правду всегда?! Что с ним произойдёт в реальности? Разве есть такие люди? В этом случае нужно говорить об экзистенциальном смысле лжи и правды. Если мы подразумеваем под правдой принятие реальности и ответственности, то можем говорить, что правда — это свобода человека, а ложь — зависимость и иллюзия освобождения.

     Если человек совершает действие в угоду удовлетворения своих потребностей и, при этом, действие вступает в конфликт с моралью (супер-эго), он может принять последствия и ответственность, а может солгать и избежать ответственности. Избежать ответственности (последствий) удастся лишь в случае сокрытия лжи, но ложь может быть обнаружена в любой момент, и даже за пределами жизни данного человека. Таким образом, человек отсрочивает последствия, но не уходит от них полностью.

     Да, возможно, что последствия отсрочатся на бесконечно далекий срок, и ответственность будет мизерной. Но может быть и наоборот, и в любой момент. Состояние такого человека, который не знает когда и как на нём отразится ложь, будет зависимым от этой лжи. Это и будет ответственностью за ложь, а, значит, мы никак не можем говорить, что ложь даёт в полном смысле возможность избежать ответственности. Ложь становиться источником тревоги. То есть, в коротком периоде ложь даёт возможность ощутить чувство избегания ответственности, в долгосрочном же периоде —  ощущение тревоги.

     В действительности, проведенные Беллой де Пауло (Bella de Paulo — социальный психолог) исследования доказывают, что ложь является неотъемлемой частью повседневной жизни социума. Но это как раз и объясняет популярность  различных средств и способов, снижающих тревогу. Мы знаем, что нас могут обманывать на работе, в бизнесе, в магазине, в средствах массовой информации, на выборах, в семье. Обманывают родители, дети, близкие и т.д. Всегда ли нам удаётся разоблачить обман? Нет, — и мы это знаем. Более того, мы сами обманываем и знаем об этом. А если я смог обмануть, почему меня не смогут?

     К чему это приведёт? К абсолютной тревоге, к неврозу, депрессии, химическим и нехимическим зависимостям. И, самое важное, приводит к разрушению личности. Обман  не даёт настоящему стать прошлым и не даёт принять будущее. Настоящее становится прошлым после того, как его переживут, и оно освободит разум для будущего. После того, как наступит вся ответственность, прочувствуются все эмоции, только тогда освободится место для новых чувств.  Но ведь все говорят неправду, кто-то реже, кто-то чаще?! Жан-Поль Сартр в одной из лекций говорил о том, что экзистенция (существование) человека не определяется эссенцией (сущностью). Человек определяет сам свою сущность, а, значит: Все так поступают потому, что Я ТАК поступаю, а не я так поступаю потому, что все так поступают.

Триада «ЛЛЛ»

     Ложь входит в триаду «детских болезней», которую я называю «Три Л» — это лень, ложь и любовь. Здесь требуется пояснить, что означает эта триада. Под ленью подразумевается, конечно, не желание отдохнуть после работы, а ситуации, когда человеку лень строить зрелые отношения в семье, на работе, в обществе, с самим собой. Лень принимать ответственность за зрелые отношения, которые возможно построить лишь при максимальной искренности. Искренность и правда в отношениях обязательно приведут к сложным и, возможно, стрессовым ситуациям, в которых нужно принимать ответственные решения.

     И в этот момент подключается ложь как способ избежать стрессовой ситуации и необходимости принимать ответственные решения, что может даже привести к разрыву отношений.

     И, конечно же, это всё ради любви! В широком понимании этого слова: любви к себе, к близким, любви в социуме. Конечно, это будет незрелая любовь и, даже, зависимая. Человеку лень честно взглянуть на себя и увидеть необходимость к переменам, поэтому проще самому себе солгать, сохранить иллюзию удовлетворительной оценки себя. Человеку лень разбираться, например, в отношениях со второй половиной, и он лжёт, и сохраняется иллюзия любви.  

Врач нарколог, психотерапевт Качусов С.В.

Категория: Психотерапия | Добавил: Сигизмунд (12.04.2018)
Просмотров: 4940 | Теги: отношения в браке, зависимость, ложь | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]